Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

а) Решите уравнение 4*16^cosx-9*4^cosx+2=0. б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-2π; -π/2].

Решение:

Обратим внимание на степени. Показатель степени один и тот же, а 16 – это ни что иное, как 4 в квадрате. Целесообразно сделать следующую замену:

уравнение примет вид

Получилось обычное квадратное уравнение с неизвестным t. Решаем через дискриминант.

Это еще не всё. Делаем обратную замену. Вместо t подставляем 4 в степени cosx.

Для наглядности нарисую тригонометрический круг, чтобы показать, как найти общие решения этих двух маленьких уравнений.

Есть такое стишок: «Вы запомните, ребята, синус – это ордината». У нас же в уравнениях косинус. Значит, косинус – это абсцисса (выделено красным). На этой самой красной линии отмечаем ½ и -1

Приступим ко второй части. Определим, какие из корней принадлежат промежутку [-2π; -π/2].

Есть несколько способов для решения этой проблемы. Я расскажу, как мне кажется, наиболее понятный и не требующий запоминания каких-либо лишних формул. Этот способ связан с оборотами по тригонометрическому кругу. За количество оборотов отвечает переменная n, собственно именно поэтому она должна принадлежать множеству целых чисел Z.

Если мы вместо n подставляем положительное число, значит следует рассматривать круг по часовой стрелке. Если отрицательное – против часовой.

Попробуем сделать 1 оборот по часовой стрелке, т.е. вместо n подставим 1. 

При обороте по часовой стрелке все корни являются положительными. И само собой не принадлежат отрицательному промежутку.

Попробуем сделать 1 оборот против часовой стрелки, т.е. вместо n подставим -1.

 

Небольшой лайфак. Чтобы определить принадлежность промежутку того или иного корня в тригонометрических уравнениях просто откиньте π и работайте с обычными числами. Например,

Не благодарите :)

#171

ТОП 15 примеров из раздела "Уравнения и их системы"

Решите уравнение x^4=(4x-5)^2.
#511
а) Решите уравнение 2sin(x+пи/3)+cos2x=(sqrt3)cosx+1. б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [-3пи; -3пи/2].
#530
Решите уравнение (x^2-4)^2+(x^2-3x-10)^2.
#885
Решите уравнение x^3+3x^2-4x-12=0.
#556
Решите уравнение (x-1)(x^2+8x+16)=6(x+4).
#698
Решите уравнение: (x-3)(x-4)(x-5)=(x-2)(x-4)(x-5).
#675
Решите уравнение: (2x-3)^2=(1-2x)^2.
#674
а) Решите уравнение 5*4^(x&2+4x)+20*10^(x^2+4x-1)-7*25^(x^2+4x)=0. б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [-3; 1].
#746
Решите уравнение (5х+2)(-х-4)=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
#662
Решите уравнение cos((8xpi)/6)=(sqrt3)/2. В ответе запишите наибольший отрицательный корень.
#807
Решите уравнение: (x+5)^3=25(x+5).
#676
Решите уравнение: 10х^2-12х+1=-10х^2.
#679
Решите уравнение: 4/(х-9) + 9/(х-4) = 2.
#678
Решите уравнение и в ответе запишите наибольший положительный корень: tg((pi(x-6))/6)=1/(sqrt3).
#809
Решите уравнение (5х-3)^2=(5x+13)^2.
#808