-
Решения
-
Теория
-
Задачник
-
Идеи для учителя
- Заказать обучение
Обратим внимание на степени. Показатель степени один и тот же, а 16 – это ни что иное, как 4 в квадрате. Целесообразно сделать следующую замену:
уравнение примет вид
Получилось обычное квадратное уравнение с неизвестным t. Решаем через дискриминант.
Это еще не всё. Делаем обратную замену. Вместо t подставляем 4 в степени cosx.
Для наглядности нарисую тригонометрический круг, чтобы показать, как найти общие решения этих двух маленьких уравнений.
Есть такое стишок: «Вы запомните, ребята, синус – это ордината». У нас же в уравнениях косинус. Значит, косинус – это абсцисса (выделено красным). На этой самой красной линии отмечаем ½ и -1
Приступим ко второй части. Определим, какие из корней принадлежат промежутку [-2π; -π/2].
Есть несколько способов для решения этой проблемы. Я расскажу, как мне кажется, наиболее понятный и не требующий запоминания каких-либо лишних формул. Этот способ связан с оборотами по тригонометрическому кругу. За количество оборотов отвечает переменная n, собственно именно поэтому она должна принадлежать множеству целых чисел Z.
Если мы вместо n подставляем положительное число, значит следует рассматривать круг по часовой стрелке. Если отрицательное – против часовой.
Попробуем сделать 1 оборот по часовой стрелке, т.е. вместо n подставим 1.
При обороте по часовой стрелке все корни являются положительными. И само собой не принадлежат отрицательному промежутку.
Попробуем сделать 1 оборот против часовой стрелки, т.е. вместо n подставим -1.
Небольшой лайфак. Чтобы определить принадлежность промежутку того или иного корня в тригонометрических уравнениях просто откиньте π и работайте с обычными числами. Например,
Не благодарите :)