Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

Закономерности и принципы обучения.

Гуманитарные науки в отличие от технических не выводят законов, они опираются только на закономерности. Закономерность – необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся, но условная связь явлений и процессов. Гуманитарное знание исследует человека, и в связи со сложными, индивидуальными характеристиками субъекта можно только условно прогнозировать результат.

Закономерности, принципы и правила дидактики организуют представления об учебном процессе в четкую структуру. Закономерности устойчиво, но условно связывают между собой различные компоненты педагогической системы, отражая механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. Принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Однако принципы лишь указывают общее направление движения, а их конкретная реализация раскрывается через правила. Правила дидактики – это конкретные рекомендации для учителя, как поступить в той или иной педагогической ситуации.

Перечислим основные принципы обучения.

1. Принцип научности. Содержание учебной дисциплины должно соответствовать последним достижениям науки, преподавание должно вестись с использованием логики и языка изучаемой науки; изложение материала должно быть приближено к тому, как наука понимает свой предмет; в процессе обучения должны использоваться методы познания, которыми пользуется данная наука для изучения своего предмета.

2. Принцип доступности. Обучение должно вестись от легкого к трудному; объясняя материал, необходимо использовать простой и доступный учащимся язык; в процессе познавательной деятельности нужно сообщать не только саму научную истину, но и раскрывать противоречивый путь ее постижения; необходимо учитывать разницу в восприятии информации различными субъектами и варьировать темпы работы; для доступности учебной информации необходимо чаще использовать в процессе объяснения аналогии, сравнение, сопоставление и противопоставление; введение нового понятия должно быть логически обосновано; нужно учитывать связь доступности с работоспособностью.

3. Принцип преподавания на предельном уровне сложности. Предложенный для освоения материал должен вызывать трудности в процессе его освоения; осваиваемый материал должен подразумевать принципиальную возможность его постижения данным контингентом учащихся.

4. Принцип сознательности и активности. Для успеха учебной деятельности необходимо, чтобы учащиеся осознавали ее цели и принимали в ней активное участие. В процессе обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали цель и задачи настоящего этапа и обучения в целом; для вовлечения учащихся и возбуждения у них познавательного интереса необходимо использовать интересные факты, приметы, а также вовлекать учащихся в практическую деятельность, которую они могут осуществить на основе полученных ранее знаний; учить находить причинно-следственные и межпредметные связи; логически увязывать неизвестное и известное; поддерживать у учащихся оптимизм и уверенность в себе.

5. Принцип наглядности. Для успешности процесса обучения необходимо использовать средства наглядности.

Принцип наглядности содержания обучения можно реализовать двумя способами: иллюстрацией и демонстрацией. Оба способа преследуют одну и ту же цель – более полное усвоение содержания дисциплины, однако реализуются они по-разному. Демонстрация позволяет показать реальный предмет или объект в процессе деятельности. Так демонстрацией является химический опыт, урок-экскурсия и т.д. Иллюстрация позволяет символически отразить сущностные характеристики предметов и явлений – т.е. иллюстрациями являются различные карты, технологические схемы и т.д. Из принципа наглядности вытекают следующие правила: средства наглядности должны быть хорошо видимы всеми учениками, т.е. если наглядный материал незначительного размера, его лучше дать в качестве раздаточного материала, т.е. для индивидуального просмотра; то, что можно показать, не стоит описывать словами; наглядность не цель, а лишь средство в познавательном процессе, поэтому не следует перегружать конкретно-образное восприятие в ущерб абстрактно-логическому мышлению; чем взрослее ученики, тем больше следует задействовать символические средства наглядности; средства наглядности должны эстетически воспитывать учащихся.

6. Принцип систематичности и последовательности. Для успешности процесса обучения, информация должна преподаваться в определенной системе и последовательности, учитывающей, что знание не набор фактов, а понимание закономерностей. Из принципа систематичности и последовательности вытекают следующие правила: следует формировать систему знаний, на основе понимания взаимосвязи явлений и процессов; делить материал на логические связанные части; использовать планы, схемы и таблицы для систематизации материала; последовательно проводить межпредметные связи; проводить уроки обобщения и систематизации полученных знаний по определенной теме или разделу.

7. Принцип прочности усвоения материала. Обучение без установки на заучивание не имеет смысла. Да, основное содержание материала должно сохраняться благодаря логическим и системным связям, однако основы учебной дисциплины должны быть заучены. Отсюда правила: необходимо стойкое закрепление основ информации в памяти учащегося; в процессе преподавания нужно учитывать интеллектуальную познавательную активность учащихся; структурировать материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся; логически увязывать новые знания с уже известной информацией; использовать различные формы и методы обучения для активизации мысли учащихся; процесс обучения необходимо сопровождать систематическим контролем за усвоением знаний.

8. Принцип воспитывающего характера обучения. Обучение должно воспитывать учащихся, процесс обучения не может быть изолирован от процесса воспитания. Воспитывает как само содержание учебной дисциплины, формируя определенные качества личности (математика – точность, химия – аккуратность, история – патриотизм и т.д.), так и процесс обучения в целом способствует огранке личности. Серьезным воспитательным влиянием обладает личность педагога и стили педагогического общения, используемые им. Отсюда правила: в процессе обучения следует следить за целенаправленным созданием воспитывающего пространства преподаваемой дисциплины; стремится, чтобы воспитанники видели за понятиями и законами явления, а за формой содержание; применять и использовать воспитательные средства учебной дисциплины; в учебном процессе стараться развивать у учащихся культуру поведения, гуманизм, толерантность и демократизм; учебный процесс строить на уважении к личности учащегося. Обучение всегда возвышает и никогда не унижает достоинство учащегося, негативные отметки могут относиться только к деятельности и никогда не к личности учащегося; процесс обучения должен способствовать формированию жизнеутверждающих и общечеловеческих ценностей в мировоззрении учащегося.

9. Принцип связи теории с практикой. Практика – критерий истины, а стало быть, знания, оторванные от реальной действительности, неприменимые в ней, не полезны и не должны предлагаться учащимся. Из этого принципа вытекают правила: учебный процесс должен опираться на практический опыт учащегося; в процессе обучения необходимо показать области применения полученных теоретических знаний; обучение должно включать изучение современных технологий и прогрессивных методов умственного труда, которые позволят учащимся увязать теорию с практикой и получить максимальное количество полезной информации; использовать проблемно-поисковые и исследовательские задания, ставящие целью решение реальных проблем, существующих в социальном окружении ребенка (выяснить, почему там, где есть дворник с метлой, не растет газон, несмотря на постоянное добавление земли и высевание семян); проводить уроки применения знаний на практике (растворить осадок в чайнике и т.д.); показывать значимость ведущих научных идей для жизни и процветания человечества (зачем нам коллайдер).

10. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Содержание, формы и методы обучения должны соответствовать возрастным этапам и индивидуальным особенностям учащихся. Отсюда правило: в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные различия в структуре мышления, внимании, памяти, темпераменте, характере и других психологических особенностях учащихся.

Учесть эти особенности можно двумя способами: индивидуализацией и дифференциализацией обучения. Индивидуальный подход реализуется, если учитель, работая с классом в целом, дает индивидуальные задания, учитывающие особенности отдельных учеников. Таким образом, можно выделить группу средних, работающих в общем темпе, группу сильных, опережающих средних и группу слабых, отстающих по темпу усвоения информации от средних и с учетом принадлежности к определенной группе и других особенностей индивидуализировать задания. Если же деление на те же три группы подразумевает распределение учащихся в три класса по способностям, то мы имеем дело с дифференциацией обучения. И тот и другой подход имеет свои плюсы и минусы.

 

При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!

С уважением, Васильева Анна.