Связь педагогики с другими науками.
Т.к. субъектом педагогики является человек, то, прежде всего, она тесно связана с дисциплинами, изучающими человека: биологическими и психологическими.
Эти общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.
Философия. Философское учение является методологической основой педагогики.
Ряд общих вопросов и проблем: проблемы цели воспитания; проблемы формирования мировоззрения; взаимосвязь коллектива и личности; гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию вкуса – различия между прекрасным и безобразным, становлению ориентиров добра и зла.
Социология. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общество.
Право регулирует отношения всех субъектов образовательного процесса. Основным таким регулятором является ФЗ «Об образовании» 1992 года.
История образования помогает вынести самое ценное из педагогического опыта и минимизировать педагогические ошибки.
Экономика образования. Ее данные необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни; определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.
Демография. Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.
Возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.
Медицина привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии.
Возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека. Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании. Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив. Инженерная психология, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.
При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!
С уважением, Васильева Анна.