Проблема оценивания в обучении.
Оценка знаний, умений и навыков – это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе, условным отражением которой является отметка, выраженная в баллах.
По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную.
Парциальная оценка – это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Чаще всего, парциальные оценки выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждений и могут быть похвальными или осуждающими.
Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание и дисциплин на уроке. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:
«5» – владеет в полной мере (отлично);
«4» – владеет достаточно (хорошо);
«3» – владеет недостаточно (удовлетворительно);
«2» – не владеет (неудовлетворительно).
Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики как интегральной формы педагогической оценки, определяющей в целом личность и поведение школьника.
По способу предъявления педагогическая оценка подразделяется на прямую и опосредованную. Прямая оценка непосредственно обращена к оцениваемому лицу. При опосредованной форме оценка одного из учеников производится через оценку какого-либо другого учащегося.
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся:
• великодушие, снисходительность;
• намеренное занижение;
• предвзятость;
• процентомания;
• центровая тенденция (не ставить «двоек» и «пятерок»);
• близость оценки той, которая была выставлена ранее на предыдущих экзаменах другими преподавателями;
• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др.
Отсюда возникает проблема согласования индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей, единство предъявляемых требований к усвоенным знаниям, умениям, навыкам. Частично эта проблема может быть разрешена путем применения дидактических тестов как способа коррекции субъективных оценочных тенденций, а также частота и объективность выносимых педагогом парциальных оценочных суждений.
При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!
С уважением, Васильева Анна.