Принципы систематичности, последовательности, прочности, связи теории с практикой
Принцип систематичности и последовательности. Для успешности процесса обучения, информация должна преподаваться в определенной системе и последовательности, учитывающей, что знание не набор фактов, а понимание закономерностей. Из принципа систематичности и последовательности вытекают следующие правила: следует формировать систему знаний, на основе понимания взаимосвязи явлений и процессов; делить материал на логические связанные части; использовать планы, схемы и таблицы для систематизации материала; последовательно проводить межпредметные связи; проводить уроки обобщения и систематизации полученных знаний по определенной теме или разделу.
Принцип прочности усвоения материала. Обучение без установки на заучивание не имеет смысла. Да, основное содержание материала должно сохраняться благодаря логическим и системным связям, однако основы учебной дисциплины должны быть заучены. Отсюда правила: необходимо стойкое закрепление основ информации в памяти учащегося; в процессе преподавания нужно учитывать интеллектуальную познавательную активность учащихся; структурировать материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся; логически увязывать новые знания с уже известной информацией; использовать различные формы и методы обучения для активизации мысли учащихся; процесс обучения необходимо сопровождать систематическим контролем за усвоением знаний.
Принцип связи теории с практикой. Практика – критерий истины, а стало быть, знания, оторванные от реальной действительности, неприменимые в ней, не полезны и не должны предлагаться учащимся. Из этого принципа вытекают правила: учебный процесс должен опираться на практический опыт учащегося; в процессе обучения необходимо показать области применения полученных теоретических знаний; обучение должно включать изучение современных технологий и прогрессивных методов умственного труда, которые позволят учащимся увязать теорию с практикой и получить максимальное количество полезной информации; использовать проблемно-поисковые и исследовательские задания, ставящие целью решение реальных проблем, существующих в социальном окружении ребенка (выяснить, почему там, где есть дворник с метлой, не растет газон, несмотря на постоянное добавление земли и высевание семян); проводить уроки применения знаний на практике (растворить осадок в чайнике и т.д.); показывать значимость ведущих научных идей для жизни и процветания человечества (зачем нам коллайдер).
При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!
С уважением, Васильева Анна.