Принципы наглядности, сознательности и активности в обучении.
Принцип сознательности и активности. Для успеха учебной деятельности необходимо, чтобы учащиеся осознавали ее цели и принимали в ней активное участие. В процессе обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали цель и задачи настоящего этапа и обучения в целом; для вовлечения учащихся и возбуждения у них познавательного интереса необходимо использовать интересные факты, приметы, а также вовлекать учащихся в практическую деятельность, которую они могут осуществить на основе полученных ранее знаний; учить находить причинно-следственные и межпредметные связи; логически увязывать неизвестное и известное; поддерживать у учащихся оптимизм и уверенность в себе.
Принцип наглядности. Для успешности процесса обучения необходимо использовать средства наглядности.
Принцип наглядности содержания обучения можно реализовать двумя способами: иллюстрацией и демонстрацией. Оба способа преследуют одну и ту же цель – более полное усвоение содержания дисциплины, однако реализуются они по-разному. Демонстрация позволяет показать реальный предмет или объект в процессе деятельности. Так демонстрацией является химический опыт, урок-экскурсия и т.д. Иллюстрация позволяет символически отразить сущностные характеристики предметов и явлений – т.е. иллюстрациями являются различные карты, технологические схемы и т.д. Из принципа наглядности вытекают следующие правила: средства наглядности должны быть хорошо видимы всеми учениками, т.е. если наглядный материал незначительного размера, его лучше дать в качестве раздаточного материала, т.е. для индивидуального просмотра; то, что можно показать, не стоит описывать словами; наглядность не цель, а лишь средство в познавательном процессе, поэтому не следует перегружать конкретно-образное восприятие в ущерб абстрактно-логическому мышлению; чем взрослее ученики, тем больше следует задействовать символические средства наглядности; средства наглядности должны эстетически воспитывать учащихся.
При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!
С уважением, Васильева Анна.