Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

Основные педагогические категории.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение.

Обучение - процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования. Преподавание (или научение) - деятельность тех, кто обучает; учение - деятельность тех, кто учится. Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Знания — конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины. Умения - практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в совою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний. Навыки – умения, доведенные до автоматизма. Функции обучения: развивающая (обучение не влечет развитие автоматически, личность развивается только в процессе деятельности) и воспитательная (нужно отметить особую сложность реализации воспитательной функции связанную с влиянием различных внешних факторов: семья, микросреда и т.д.).

В процессе обучения человек получает образование. Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения специального образования. По уровню и объему содержания образование может быть начальным, средним и высшим. Образование - это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующим поколением социально значимого опыта.

Н.Г. Чернышевский выделял три черты, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств (обучение, воспитание, развитие).

Воспитание - составная часть образования, центральный процесс педагогики, обозначающий формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает нам общество. В воспитании обычно выделяют: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. При этом акцент делается не на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоционально-нравственное воспитание.

 

При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!

С уважением, Васильева Анна.