Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

Проблема выбора методов обучения.

Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

На практике учитель сначала определяет, какие цели он будет достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем - какими методами он будет это осуществлять и какие приемы требуются для реализации этих методов. Но из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, хотя успех обучения во многом зависит от рационально выбранного метода. Обучению технике выбора методов обучения не уделяется достаточного внимания, хотя эта функция возлагается на высшие учебные заведения, готовящие учителей.

Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены ограниченными знаниями о них; недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности; отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи.

Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием.

Ю. К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса. При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции.

1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.

3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.

6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные.

10. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

 

При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!

С уважением, Васильева Анна.