Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

Логарифм и его свойства

Логарифм - это показатель степени, в которую надо возвести основание степени, чтобы получилось некоторое число.

Ничего не понятно! Будем разбираться на простых примерах.

Пусть дано уравнение: 2х = 4 (2 - основание степени, х - неизвестный показатель степени, 4 - некоторое число).

Это показательное уравнение. Интуитивно понятно, что неизвестная переменная х равна 2, т.к. 22 = 4.

Модернизируем уравнение: 2х = 5.

Хм... И как?

х = 2 - мало, а х = 3 много, т.е. х - это какое-то дробное число, скорее всего, даже иррациональное. В любом случае, точно подобрать не получится, разве что на калькуляторе и с округлением.

И поэтому для таких вот случаев ленивые математики придумали определение логарифма. В общем, корнем этого уравнения будет являться х = log25 (читается: логарифм числа 5 по основанию 2).

Естественно, что у логарифма есть ограничения, числа a и b должны быть положительными и а не должно быть равно 1 (Если пораскинуть мозгами, станет понятно почему).

Пришло время красиво записать полное определение логарифма на математическом языке, с помощью которого ты сможешь решать простейшие показательные уравнения (наподобие тех, что были выше).

Мы рассмотрели самый приятный вид логарифма. Есть еще два вида, десятичный и натуральный.

В десятичном логарифме основание равно 10, а в натуральном - е (е ≈ 2,718...).

Такие логарифмы пишутся немного по-другому:

log10b = lgb;

logeb = lnb.

Основные свойства логарифмов.

Свойства работают в обе стороны, при этом a, b, c - положительные и основания логарифмов не равны 1.

Прототипы заданий из ЕГЭ по математике (ФИПИ). Базовый и профильный уровни.

Задание 1.

Найдите корень уравнения 

___________

Для решения этого уравнения используем определение логарифма. Продублирую его еще раз:

Наша задача основание логарифма 3 возвести в третью степень и приравнять выражению в скобках. Уравнение примет вид:

2х - 7 = 33.

При этом важно не забыть, что (2х - 7) должно быть больше нуля. Это важно.

Решаем обычное линейное уравнение:

2х - 7 = 27;

2х = 34;

х = 17.

Надо убедится, что корень подходит области определения логарифма: 2 · 17 - 7 > 0. Неравенство верно.

Ответ: 17.

Задание 2.

Найдите корень уравнения

___________

Основания у логарифмов одинаковые, значит можно приравнять (5х - 23) и 17.

Снова получаем обычное линейное уравнение:

5х - 23 = 17;

5х = 40;

х = 8.

Удовлетворяет ли корень области определения логарифма? Да (5 · 8 - 23 > 0).

Ответ: 8.

Задание 3.

Найдите значение выражения

___________

Воспользуемся 8-м свойством: изменим основание первого логарифма на удобное нам. А еще представим 4 как 2 в квадрате.

Теперь преобразуем второй логарифм, используя свойство 4.

Одинаковые логарифмы сокращаются...

Ответ: 2.

Задание 4.

Найдите значение выражения

___________

Представим основание нижнего логарифма как 82 и по свойству 5 вынесем показатель степени вперед.

Логарифмы сокращаются, остается разделить 1 на ½.

Ответ: 2.

Задание 5.

Найдите значение выражения

___________

У логарифмов одинаковые основания, значит сработает свойство 2.

В какую степени надо возвести число 7, чтобы получилось 49? Правильно, 2.

Ответ: 2.

Задание 6.

Найдите значение выражения

___________

Для дроби используем свойство 7, только наоборот, а затем - свойство 2.

Ответ: 1.

Задание 7.

Найдите значение выражения

___________

Представим десятичные дроби в виде обыкновенных и сократим их.

Поменяем основание у первого логарифма, используя свойство 8.

Представим дробь 5/4 как 4/5 в минус первой степени.

По свойству 4 выносим -1 вперед.

Логарифмы равны и сокращаются.

Ответ: -4.