Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

Возникновение и развитие педагогики.

Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Вопросов педагогики касались крупные древнегреческие мыслители: Сократ его ученик Платон, Аристотель, в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана. Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педагогике.

В период средневековья церковь направляла воспитание в религиозное русло. Зажатое в этих тисках, образование стало менее прогрессивным.

Общеобразовательную школу с ее главными атрибутами придумали иезуиты. Их типовые программы регламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. Они настаивали на абсолютной бесплатности образования. Детей старались набирать из разных социальных групп.

Революционные преобразования в науке о воспитании связаны с Яном Амосом Коменским. Его главный труд «Великая дидактика», — одна из первых научно-педагогических книг. Предложенные им принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Д. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом (вера во что-то на слово), схоластикой(подчинение вероучению) и вербализмом (пустословие) в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и особенно Ж. Ж. Руссо.

Л. Н. Толстой и Н. И. Пирогов выступали с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824—1871), совершивший переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных.

Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не могут заменить личности в деле воспитания».

Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «...одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине».

 

При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!

С уважением, Васильева Анна.