Наверх
Решения Теория Задачник Идеи для учителя Заказать обучение

Система педагогических наук.

Общая педагогика изучает общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов. Содержит пять больших разделов: Общие основы педагогики, История педагогики, Теория обучения (дидактика), Теория воспитания, Школоведение (управление образовательными системами).

Общие основы педагогики – изучают те самые общие категории и взгляды, которые необходимы во всех областях и сферах педагогической деятельности.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

Дидактика – изучает закономерности, принципы, методы, формы и средства процесса обучения.

Теория воспитания – занимается исследованием закономерностей, принципов, методов, форм и средств процесса воспитания.

Школоведение – включает все виды исследований по образовательному менеджменту.

Возрастная педагогика изучает специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Включает в себя преддошкольную (ясельную); дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику), геронтогогику (педагогику людей пожилого возраста).

Преддошколъная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной. Самое главное, что необходимо ребенку данного возраста - это любовь и забота, именно они и являются развивающей силой в этот период.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Основная задача этого возрастного периода – подготовка к школе.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. В рамках этого направления рассматривают процессы обучения, разрабатывают частные предметные методики и воспитательное взаимодействие.

Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Эта область одна из самых наименее разработанных.

Андрогогика изучает особенности работы со взрослыми людьми.

Геронтогогика – исследует особенности педагогической работы с пожилыми людьми.

Специальная педагогика исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими, психическими и социальными недостатками. Ее состав: социальная педагогика, коррекционная педагогика и дефектология.

Социальная педагогика занимается всеми аспектами социальной адаптации человека любого возраста, который в силу различных причин попал в сложную жизненную ситуацию.

Коррекционная педагогика работает с детьми, у которых существуют легкие поведенческие отклонения или нарушения здоровья, не носящие постоянного характера.

Дефектология объединяет в качестве субъектов детей со стойкими нарушениями здоровья, помощь которым не ставит задачей исправление существующих дефектов, к сожалению, это невозможно. Работа направлена на то, чтобы человек, несмотря на существующие непоправимые дефекты, смог адаптироваться и найти свое место в жизни. В ее состав входят: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - умственно отсталых; логопедия — людей с нарушениями речи.

Сравнительная педагогика занимается изучением и сравнением педагогических систем в разных странах. Ставит целью обнаружение и использование передового опыта, а также пытается предотвратить повторение ошибок.

Также выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

 

При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!

С уважением, Васильева Анна.