Понятие содержания образования. Учебные планы. ГОС.
Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений. Их приобретение дает возможность личности разносторонне развиваться и обеспечивает подготовку человека к труду и общественной жизни.
Содержание образования является одним из самых важных критериев развития личности. То, каким оно будет, напрямую зависит от поставленных целей. Его корректировка происходит с помощью учебных планов и программ, а также посредством учебников.
Основным элементом содержания образования являются знания. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития как общества, так и природы.
Еще одним элементом содержания образования являются умения, представляющие собой некий комплекс действий, которые осуществляются школьниками на базе полученных знаний.
Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.
С одной стороны, содержание образования способствует не только передаче и освоению молодежью социального опыта старших, но и развитию полученного опыта в дальнейшем, а с другой стороны, оно дает возможность личности самореализоваться. Что же включает в себя понятие «социальный опыт»?
Во–первых, это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.
Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический. Основные его проявления – знания, умения и навыки человека, получившего этот опыт. Например, для учащихся эти умения и навыки бывают как общими, или интеллектуальными, так и общеучебными.
В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.
Приобретая этот опыт, человек сможет:
– перенести полученные знания и умения в новую ситуацию;
– сформировать те или иные способы деятельности, полученные на основе уже известных методов и необходимые для применения в новых ситуациях;
– скомбинировать уже существующие способы деятельности с новыми, еще не до конца известными;
– увидеть те или иные способы решения возникающих проблем.
В–четвертых, составляющей социального опыта является опыт системы ценностей. Именно его следует назвать основой не только складывающегося мировоззрения и духовной сферы, но и системы ценностей, убеждений и идеалов.
Содержание школьного образования в России формируется в соответствии с государственными документами на основе:
– гуманизации образования;
– направленности на всестороннее развитие личности;
– интеграции;
– дифференциации;
– научной и практической значимости содержания образования;
– соответствия сложности содержания образования возрастным возможностям учащихся;
– применения современных информационных технологий.
Непросто выяснить, какие науки сейчас пользуются спросом, что в первую очередь необходимо изучать. Ведь от того, какие науки человек изучает, зависит тип формируемого интеллекта.
Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный пеечень учебных предметов по годам обучения; 2) количесвто часов, отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык. Математику и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших заведений определяется количесвто часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4-6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики.
Учебный план упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
· единство образовательного пространства Российской Федерации; · преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Стандарт является основой для: · разработки примерных основных образовательных программ;
· разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
· организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
· разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
· осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
· проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
· построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
· организации деятельности работы методических служб;
· аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
· организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
При подготовке к экзамену ориентируйтесь на лекции преподавателя!
С уважением, Васильева Анна.